Всякий исторический научный энциклопедический материал тем и интересен, что должен обладать богатой, максимально допустимой, источниковой базой. Собственно наука тем и отличается от публицистики, что мнение историка хоть и несколько запоздалое, но более взвешенное. События и явления в истории являются фактами. Фактом есть всякое событие, которое имело место быть. Достоверным фактом считается событие, подтверждаемое не одним, а максимально большим количеством источников. Еще лучше, если эти источники исходят из различных государств. Если факт еще и подтверждён документально, то его значение сильно возрастает.

Наличие архивных данных в этом плане вообще приветствуется. Не последнюю роль играют и свидетельства очевидцев, дневники, мемуары. Роль историка-исследователя как раз и состоит в том, чтобы уметь отличать достоверные факты от циничной лжи и т.п. Что же касается справочников, словарей, энциклопедий, то они должны подавать максимально большее количество информации по рассматриваемой проблеме. И желательно нейтрально. А уж анализ события или явления – дело читателя.

Долго не задумываясь, решил проверить качество информации, подаваемой в русскоязычной и украиноязычной «Википедии», об одном и том же историческом деятеле. Объектом исследования выбрал Степана Бандеру.

Для начала выделил и скопировал текст из «Википедии» о данном деятеле истории Украины. Потом перевёл тексты в Word и отформатировал, убрав всё лишнее, т.е. подготовил нечто наподобие ученического реферата. Абзац оставил одинарный, а шрифт кегель 14. И вот что из этого вышло.

Русскоязычная версия текста о Степане Бандере составила 27 страниц против 12 в украиноязычной. Далее довольно «прискіпливо» решил проанализировать в русскоязычном варианте именно то, чего или нет в украиноязычной версии вообще или об этом говорится вскользь. Судить вам, уважаемые читатели.

Итак, «…семейство Бандер не имело собственного жилья и проживало в служебном доме, принадлежавшем Украинской греко-католической церкви. Первые годы своей жизни Степан провёл в большой, дружной семье, где царила, как он впоследствии вспоминал, «атмосфера украинского патриотизма и живых национально-культурных, политических и общественных интересов». Отец Андрей был убеждённым украинским националистом и детей своих воспитывал в этом же духе. Дома у Бандер была большая библиотека, в гости к главе семьи часто приезжали родственники и знакомые, принимавшие активное участие в украинской национальной жизни Галиции…» Думаю, информация довольно интересная.

О детстве Бандеры узнаём, что «...Степан был послушным ребёнком, никогда не перечил взрослым и глубоко уважал своих родителей. Воспитывавшийся в крайне религиозной семье, мальчик с ранних лет был привержен церкви и вере в Бога, утром и вечером подолгу молился. В начальную школу он не ходил, потому что эти годы пришлись на военную пору, так что отец, пока был дома, занимался с детьми сам…». И здесь информация довольно интересна.

О польском гнёте в Галичине русскоязычная «Википедия» пишет: «Тем временем Польша, считаясь с международным мнением, декларировала уважение прав меньшинств и формально закрепила это в своей конституции. 14 марта 1923 года Совет послов стран Антанты признал суверенитет Польши над Восточной Галицией, получив заверения польских властей, что они предоставят краю автономию, введут в административных органах украинский язык и откроют украинский университет. Эти условия так и не были выполнены.

Польское правительство проводило в Галиции политику насильственной ассимиляции и полонизации украинского населения, оказывая на него политическое, экономическое и культурное давление. Украинский язык не имел официального статуса, должности в органах местного самоуправления могли занимать только поляки. В Галицию хлынул поток польских переселенцев, которым власти предоставляли землю и жильё. Недовольство такой политикой выливалось в забастовки, бойкот выборов. Летом 1930 года в Галиции произошло свыше двух тысяч поджогов домов польских землевладельцев. Реакция последовала незамедлительно — в течение одного года были арестованы две тысячи украинцев, подозреваемых в поджогах». Согласитесь, неплохая информация для того, чтобы задуматься о причинах становления ОУН и её методах борьбы с польским гнётом».

О школьных годах Бандеры и в частности о его обучении в гимназии узнаём следующие интересные детали: «Степан переехал в Стрый к родителям своего отца и поступил в одну из немногих украинских классических гимназий. Изначально организованное и содержавшееся украинской общиной, со временем это учебное заведение получило статус публичной, государственной гимназии. Несмотря на то, что по своему национальному составу стрыйская гимназия была почти исключительно украинской, польские власти города старались внедрить в тамошнюю среду «польский дух», что нередко вызывало протесты преподавателей и гимназистов. Степан обучался в гимназии восемь лет, изучал греческий язык и латынь, историю, литературу, психологию, логику, философию».

А вот что писали о нем как об учащемся гимназии современники: «Он был низкого роста, шатен, очень бедно одетый», — вспоминал о Бандере-гимназисте его соученик Ярослав Рак. Нужда, которую Степан действительно испытывал в тот период, в четвёртом гимназическом классе вынудила его давать платные уроки другим ученикам. В 1922 году сбылась мечта Степана, которую он лелеял с первых же дней учёбы, — его приняли в украинскую скаутскую организацию «Пласт». Ранее ему отказывали из-за слабого здоровья. В Стрые Бандера входил в состав руководства Пятого пластового куреня имени Ярослава Осмомысла, а потом, уже после окончания гимназии, был в числе руководителей Второго куреня старших пластунов, отряда «Красная калина», вплоть до запрещения польскими властями «Пласта» в 1930 году».

Как известно, изучая любую проблему, необходимо знать все известные нюансы, детали, подробности. И ведь о Бандере в «Википедии» на русском языке тоже много таких вот подробностей: «…сверстники позднее вспоминали, что ещё подростком он стал готовиться к будущим испытаниям и лишениям, втайне от взрослых занимался самоистязаниями и даже загонял себе под ногти иголки, готовясь таким образом к полицейским пыткам. Позднее, во время учёбы в гимназии, согласно советскому журналисту В. Беляеву, который мог общаться с людьми, знавшими семью Бандер, маленький Степан на спор на глазах ровесников одной рукой душил котов «для укрепления воли». Г. Гордасевич объясняет этот возможный эпизод тем, что, готовясь к революционной борьбе, Бандера проверял, сможет ли он лишить жизни живое существо. Самоистязания, а также обливания холодной водой и многочасовые стояния на морозе серьёзно подорвали здоровье Степана, спровоцировав ревматизм суставов — болезнь, которая преследовала Бандеру на протяжении всей его жизни.

Гимназистом Степан Бандера много занимался спортом, несмотря на заболевание, в свободное время пел в хоре, играл на гитаре и мандолине, увлекался крайне популярной в то время игрой в шахматы, не курил и не употреблял спиртного. Мировоззрение Бандеры формировалось под влиянием националистических идей, популярных в среде западноукраинской молодёжи того времени: наряду с другими гимназистами он примыкал к многочисленным молодёжным националистическим организациям…» Согласитесь, детали действительно интересные. Особенно если учесть, что по Фрейду и др. детские психокомплексы вообще существенно влияют на психику и поведение человека в зрелом возрасте. На характер. От них зависит и поведение человека в различных ситуациях и его отношение к подчинённым.

Не вдаваясь в подробности истории ОУН, рассмотрим как подаётся роль и место Бандеры в организации отдельных её акций. Так «…22 декабря 1932 года, в день казни боевиков-ОУНовцев Биласа и Данилишина во Львове, Степан Бандера и Роман Шухевич организовали и провели пропагандистскую акцию: в шесть часов вечера, в момент повешения боевиков, во всех украинских церквях Львова раздался колокольный звон…» Смелый, согласитесь, поступок. И возникает вопрос: почему об этом в украиноязычной версии нет ни слова?

А вот как описывается поведение Бандеры в суде после организации им покушения на польского министра внутренних дел Б. Перацкого: «Он на первом же заседании назвал себя «украинским гражданином, не подчиняющимся польским законам» и отказался давать показания на польском языке, заявив, что суд обязан уважать волю обвиняемого. Примеру Бандеры последовали остальные подсудимые и даже некоторые свидетели. Кроме того, каждое заседание суда Бандера и его товарищи со скамьи подсудимых начинали словами «Слава Украине!». Процесс, вошедший в историю как «Варшавский», продолжался почти два месяца и широко освещался как польской, так и мировой печатью. Фигуре Бандеры уделялось наиболее пристальное внимание. Так, корреспондент «Литературных ведомостей», назвавший молодого человека «сумасшедшим студентом Политехники», подчеркнул, что тот смотрит прямо, а не исподлобья, а анонимный журналист «Польской газеты», в свою очередь, отметил склонность Бандеры к бурной жестикуляции. В продолжение процесса Бандера вёл себя смело и откровенно вызывающе. Так, в ответ на замечание прокурора, что боевая деятельность ОУН противоречит основам христианской морали, он возложил моральную ответственность за действия украинских боевиков на польские власти, которые, «растоптав Божьи и человеческие законы, поработили украинский народ и создали положение, при котором [он] вынужден (…) убивать палачей и предателей». Не раз Бандеру силой выводили из зала суда, как только суд приходил к выводу, что его поведение выходит за пределы допустимого.

Николай Климишин вспоминал — никто из подсудимых и адвокатов не верил в то, что суд оставит Бандеру в живых, равно как и «сам Бандера (…) не надеялся на то, что его жизнь продолжится. Но, несмотря на это, он всё время был вполне спокоен, и всё время был готов к очень хорошо спланированному и точному выступлению». 13 января 1936 года, в соответствии с приговором суда Степан Бандера, наряду с Николаем Лебедем и Ярославом Карпинцем, был приговорён к смертной казни через повешение. Остальные осуждённые ограничились тюремными сроками различной длительности. Когда приговор зачитывали, Бандера и Лебедь воскликнули: «Пусть живёт Украина!», за что обоих вывели из зала на период дальнейшего оглашения приговора. От виселицы троих ОУНовцев спасло постановление об амнистии, принятое во время процесса, — казнь была заменена пожизненным заключением.

В то время, когда Степана Бандеру судили в Варшаве, во Львове боевиками ОУН были убиты профессор филологии Львовского университета Иван Бабий и его студент Яков Бачинский. Экспертиза показала, что жертвы этого убийства и Перацкий были застрелены из одного и того же револьвера. Это позволило польским властям организовать над Бандерой и рядом его подопечных ещё один судебный процесс, на сей раз во Львове, по делу о нескольких терактах, совершённых ОУНовцами…» О поведении в суде можно даже, согласитесь, найти аналогии с нынешними национал-патриотами. Стиль тот же.

Условия содержания Степана Бандеры в польской тюрьме «…были плохими: в камерах не было ни кроватей — заключённые спали на цементном полу, ложась на одну половину покрывала, а второй его половиной накрывались. Нехватка воды и отсутствие бумаги влекли за собой ухудшение гигиенической ситуации в тюрьме. На завтрак заключённым полагались кофе с ложкой сахара и кусок чёрного ржаного хлеба, а на обед, как правило, пшеничная каша…».

Вот ещё подробности заключения Бандеры : «Степан Бандера к июню 1937 года был переведён в камеру-одиночку — его сокамерников-ОУНовцев отправили в другие тюрьмы Польши. В конце этого же года, перед Рождеством Христовым, он организовал хор, который сам и возглавил. Отец Иосиф Кладочный, трижды в год исповедовавший Бандеру в заключении, вспоминал, что тот «принимал святое причастие всегда», когда священник посещал его в тюрьме».

О расколе ОУН на бандеровцев и мельниковцев, его причине и последствиях неизвестный нам автор русскоязычной «Википедии» пишет более детально и аналитично. И делает вывод: «Какой-либо специфической идеологической подоплёки раскол не имел — в центре конфликта были вопросы тактики и противоречий между «краем» и эмиграцией. Раскол легитимизировал реальное положение дел: две практически автономные организации, разлад между которыми усугублялся спором «практиков» и «теоретиков» и приобретал черты конфликта поколений, получили окончательную самостоятельность…»

В настоящей статье нет желания изложить всю биографию Степана Бандеры. Подчёркиваю, пишу просто наиболее интересные и яркие отрывки из русскоязычной «Википедии», которых нет в украиноязычной. Отрывки содержательны. Вот, например, что пишется о содержании Бандеры в концлагере Заксенхаузен: «В Заксенхаузене Степан Бандера содержался в одиночной камере специального блока для «политических персон» и находился под постоянным надзором полиции. Некоторые историки указывают на то, что немцы Бандере обеспечивали особые условия и хорошее довольствие. Кроме того, ему разрешали свидания с женой. Примечательно, что в тот же период в концлагере находился Андрей Мельник. Главы обеих фракций ОУН знали о том, что содержатся в одном концлагере. Более того, однажды, когда Мельника вывели на прогулку, Бандера сумел сообщить ему о гибели Олега Ольжича, написав мылом на оконном стекле в своей камере имя убитого и рядом нарисовав крест…»

Вот еще детали о жизни Степана Бандеры в эмиграции после войны: «В эмиграции Бандере жилось нелегко. «Бандеры жили в очень маленьком помещении, — вспоминала Ярослава Стецько. — У них были две комнатки и кухонка, а всё-таки было пять человек. Но очень всё чисто было». Тяжёлое материальное положение и проблемы со здоровьем усугубляла политическая атмосфера, в которой он был вынужден действовать…»

А вот как пишет украиноязычная «Википедия» об убийстве Бандеры: «15 жовтня 1959 року в під'їзді будинку на вулиці Крайтмайр, 7 в Мюнхені о 13:05 знайшли ще живого залитого кров'ю Степана Бандеру. Медична експертиза виявила, що причиною смерті була отрута. Богдан Сташинський зі спеціального пістолета вистрілив в обличчя Степану Бандері струменем розчину ціанистого калію. Два роки пізніше, 17 листопада 1961 р., німецькі судові органи проголосили, що вбивцею Степана Бандери є Богдан Сташинський з наказу Шелепіна і Хрущова». Считаю, было бы уместным более подробно остановиться на личности Б. Сташинского, а также хотя бы немного упомянуть какие государственные должности занимали Хрущёв и Шелепин, если они отдавали такой приказ.

В России сравнительно недавно вышла очень интересная книга, посвященная личности С. Бандеры: Смыслов, О.С. Степан Бандера и борьба ОУН – М.:Вече, 2011. - 320 с. : ил. - (Военные тайны ХХ века). Книга эта доступна для читателя. Так вот, в ней действительно раскрывается портрет этого человека во всей полноте. Имеется огромный иллюстративный материал. Относительно убийства террориста приводятся чертежи пистолета с цианистым калием, из которого агент КГБ Б. Сташинский ликвидировал его. Очень содержательная книга, имеющая сильную источниковую базу. Уже в предисловии автор пишет: «Кем был человек, которого сначала сделали Героем Украины, а потом лишили этого звания? Был ли он борцом или обыкновеииым преступником?» И далее от автора: «Источники, которыми я пользовался, при желании общедоступны,но в том-то и заключал ась вся трудность работы, чтобы, отталкиваясь от двух сторон аргументов, не поскользнуться на заведомой лжи. Последняя, что не удивительно, сегодня встречается весьма часто». Научный и тврческий поход. У украинских авторов книгу подобного рода не найти. Здесь как и прежде преобладают диаспоровские штампы из националистической среды, где Бандере приписывается роль «вождя нации». И эта традиция, к сожалению, продолжается.

А вот подробности похорон «провідника» из российской «Википедии»: «В день похорон как в церкви, так и на кладбище собралось много людей, включая делегации из разных уголков мира. В присутствии тысяч человек гроб с телом Бандеры опустили в могилу, засыпав сверху привезённой с Украины землёй и окропив водой из Чёрного моря. На могилу лидера ОУН(б) было возложено 250 венков. Здесь выступали как представители украинской диаспоры, так и иностранцы…». И как итог к изложенному приводятся вот такие слова: «Одна из немецких газет, освещавших события 20 октября, писала, что на кладбище «выглядело всё так, словно между украинцами-эмигрантами совсем не существовало ссоры»».

Можно по-разному относиться к личности Степана Бандеры, но подробности, указанные мной, действительно интересны как для симпатиков этой личности, так и для оппонентов.

Очень подробны в русской «Википедии» оценки личности Бандеры. Здесь приводятся свидетельства его современников. Вот лишь небольшой отрывок: «По словам современников, Бандера был человеком начитанным — он предпочитал историческую литературу и мемуары политических деятелей, в том числе зарубежных — немецких, польских, а также технические журналы. Кроме того, он обладал способностью выразительно и убедительно говорить, но вместе с тем умел выслушивать собеседника, при этом, не перебивая его. Отличавшийся хорошим чувством юмора, он в особенности любил слушать, как кто-нибудь рассказывает смешные истории. У Бандеры была, по свидетельству знавшего его Богдана Казановского, феноменальная память: он имел широкий круг интересов, старался вести активный образ жизни и обо всём, что его интересовало, имел полное представление. «Он умел быть хорошим другом и хорошим начальником», — вспоминал Николай Климишин. Среди членов ОУН Бандера отдавал предпочтение активным, способным и трудолюбивым, уделяя второстепенное внимание уровню образования человека — поэтому прежде, чем назначить кого-то на руководящую должность в организации, он старался не торопиться, особенно если не был лично знаком с кандидатами. Лидер ОУН отличался высокими организационными способностями, развитой интуицией, предусмотрительностью — «несомненным» Василий Кук называл «факт, что ОУН под его [Бандеры] руководством стала мощной политической и боевой революционной силой».

Выводы о Бандере в русскоязычной версии «Википедии»: «Точки зрения на личность Степана Бандеры крайне полярны. В наши дни большой популярностью он пользуется главным образом среди жителей Западной Украины — после распада СССР для многих западных украинцев его имя стало символом борьбы за независимость Украины. В свою очередь, жители Восточной Украины, а также Польши и России относятся к нему в основном негативно, обвиняя в фашизме, терроризме, радикальном национализме и коллаборационизме. Понятие «бандеровцы» в СССР постепенно стало нарицательным и применялось ко всем украинским националистам, независимо от их отношения к Бандере».

Зато что касается признания Бандеры великим украинцем, то в этом вопросе украиноязычная версия «Википедии» проявляет куда большую активность. Подробности голосования за него в 2008 году подаются детальные: «У проекті «Великі українці» провідник українського визвольного руху посів 3-є місце (261 247 голосів (16,12 %) від загальної кількості людей, які взяли участь в голосуванні). Проект закінчився гучним скандалом: Бандера, якого представляв Вахтанг Кіпіані, був серед лідерів голосування, але став третім, тоді як на підтримку майбутнього переможця Ярослава Мудрого, якого представляв Дмитро Табачник, за деякими даними, в останній день голосування з 80 номерів приходило понад 100 смс щохвилини. Шеф-редактор проекту Вахтанг Кіпіані заявив, що результати голосування було сфальсифіковано, втім продюсер проекту Єгор Бенкендорф заперечив це. Ведуча проекту Ганна Гомонай висловила переконання, що слід провести службове розслідування у цій справі…» Не знаю, может быть всё это и так, но, согласитесь, признать Бандеру № 1 в списке «Великие украинцы» было бы весьма опасно. Как бы мы тогда выглядели перед мировой общественностью? Это уже не шутки.

По поводу присвоения Бандере звания Героя Украины говорится: «20 января 2010 года, незадолго до окончания своего президентского срока, президент Украины Виктор Ющенко издал указ за номером № 46/2010, в соответствии с которым Степан Бандера посмертно удостаивался высшей степени отличия Украины — звания Героя Украины…» В украинской версии текст звучит так: «20 січня 2010 року, «за незламність духу у відстоюванні національної ідеї, виявлені героїзм і самопожертву у боротьбі за незалежну Українську державу», Президент України Віктор Ющенко присвоїв С.Бандері звання Герой України з удостоєнням ордена Держави (посмертно). 22 січня на урочистостях з нагоди Дня соборності в Національній опері глава держави зазначив, що «цього очікували мільйони українців і багато років». Присутні на урочистостях вітали вручення стоячи. За нагородою вийшов онук провідника ОУН, якого також звуть Степан Бандера…» Согласитесь, русскоязычный текст хоть и короче, но имеет куда более точное содержание. Непредвзято читателю объясняется, что решение президентом Ющенко принималось поспешно как своего рода итог пребывания на высоком государственном посту. Он мог бы присвоить это звание в январе 2009 г. в честь 100-летия «вождя» (чего от Ющенко и ожидали «прихильники» Бандеры), но тогда на такой «мужній крок» Виктор Андреевич не решился. Вероятно, опасался, что потеряет свой и так очень невысокий рейтинг.

Именно из русскоязычной «Википедии» узнаём, что «…Бандера остаётся той исторической фигурой, которая наиболее глубоко и последовательно делит украинцев на два лагеря, и тот факт, что линия раскола сместилась на Восток, не делает этот раскол меньшим и тем более не приводит к его исчезновению…» Однозначно невольно приходишь к выводу, что он действительно террорист, националист, бескомпромиссный борец, сложная и противоречивая личность. Да и жизнь его была почти всегда жизнью конспиративной или изолированной от общества. Кроме того, не оставил он и полного собрания сочинений ввиду отсутствия такового. Написанная же им автобиография совершенно далека от обычных воспоминаний.

О стилях письма и повседневном языке, на котором произносил речи Степан Бандера, можно судить из его работ. Вот отрывок из одной из его наиболее известных публикаций: «У визвольній боротьбі України проти большевицької Росії найбільше шкоди приніс соціялізм, який найгірше причинився до ідейної, політичної і мілітарної демобілізації України в змаганнях з большевизмом. Ця сама бациля і тепер діє в українському політичному житті на еміґрації. Але у відкритій формі сьогодні вона не має приступу до українських мас, наявні соціялісти, соціялістичні партії доживають свого віку. Натомість велику шкоду наносять замасковані, приховані соціялістичні тенденції, які проявляються в різних формах, скрізь просякають, навіть намагаються запустити коріння в революційно-визвольному русі, внести в нього ідеологічний розклад.» Отрывок этот взят автором из работы «УКРАЇНСЬКА НАЦІОНАЛЬНА РЕВОЛЮЦІЯ, А НЕ ТІЛЬКИ ПРОТИРЕЖИМНИЙ РЕЗИСТАНС» произвольно. (См.:http://www.ukrstor.com/ukrstor/unr.html) Как видим, писал Бандера на галицком суржике, отдалённом от литературного украинского языка. Здесь прошу извинения за некоторое отступление от работы с Википедией.

Читая эти материалы, лишний раз убеждаешься, что российские авторы как всегда на высоте. И нейтральность подачи материала сомнения у меня как у историка не вызывает. Не скажу, что украинская версия совсем бездарна, но против российской она действительно существенно отстаёт.

ТЕМА ДНЯ
АНТИФАШИСТ ТВ
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Антифашист ТВ