информационное агентство

Антифашистский форум Украины

Корюковка – кровавый март 1943-го

Окружённый живописными лесами Черниговщины райцентр Корюковка находится вдалеке от автомагистралей и современных экскурсионных маршрутов. Трудно представить, что именно в этих местах в 1943 году произошла самая страшная и массовая трагедия периода Великой Отечественной войны. Даже 70 лет спустя Оксана Алексеевна Толкачёва постоянно видит последствия той жуткой расправы нацистских преступников над мирными жителями. И не только потому, что она является исполняющей обязанности директора Корюковского исторического музея, а ещё и потому, что вместе с поисковиками ООО «Специализированная организация «Военные мемориалы» ей довелось участвовать в эксгумации погибших.

В нашей беседе мы попытаемся выяснить, что же произошло в этом городке, основанном казаком Корюкой (в военный период это был не город, а посёлок). Также мы затронем некоторые темы, которые ранее не публиковались в прессе.

- Оксана Алексеевна, расскажите, пожалуйста, кто жил в Корюковке перед войной? По официальным данным - 13 тысяч человек, из которых около 2 тысяч работников сахарного завода. А чем занимались остальные?

- Кстати, сейчас в Корюковке тоже живёт 13 тысяч. А в те годы здесь было развито производство сахара, лесное и сельское хозяйства, действовал кирпичный и засолочный заводы, промартели. Имелись госучреждения: банки, больницы, другие организации. Был даже народный драматический театр.

С тех пор Корюковка не поменяла своих границ, просто раньше между домами было больше пространства, так что люди занимались огородным хозяйством и животноводством.

- Как сюда пришли немцы?

- В 41-м году они здесь не задержались, проходя с запада к югу. До ноября в Корюковке было безвластье. Хозяйствовали партизаны, которым даже удалось на юбилей Великой Октябрьской социалистической революции провести митинг.

А в ноябре немцы начали водворять тут свою власть, появилась комендатура, полиция. На их сторону переметнулись те, кто сжился с немецкой идеологией, обиженные на большевиков, некоторые - от страха. А ещё в полицаи устраивались по заданию партизан.

- А какие тут были партизаны?

- Разные: большинство вели боевые действия, а некоторые уходили в лес отсидеться и поживиться за счёт местного населения.

Действительно народных мстителей на территории Корюковщины было пять отрядов. Они в числе с другими отрядами позднее составили партизанское соединение под командованием дважды Героя Советского союза Алексея Фёдоровича Фёдорова.

- Немцы сразу много людей расстреляли?

- Сначала, в декабре 1941 года, были расстреляны семеро активистов, говорили, что партизан. Затем в январе 1942-го - триста евреев. Позднее (февраль и ноябрь 1942 г.) - 131 активист и 12 цыган. И так, до 43-го года периодически расстреливали мирное население по подозрению в связях с партизанами. В урочище Гай, вблизи города, было обнаружено еще в 1943-1944 годах 10 ям, в которых захоронены около пятисот человек. В немецких сводках указывалось, что производится истребление бандитов. Все расстрелы проводили полицаи под надзором немцев или мадьяр. За этот период расстреляли около тысячи человек.

- А что делали партизаны?

- Для начала, скажу, что это были боевые отряды, которые действовали на оккупированной территории. Неотъемлемой частью их борьбы были разведка, диверсия, рейды и бои. Каждый отряд имеет на своем счету огромное количество боевых достижений. Кроме того, они оттягивали на себя крупные силы противника, тем самым упрощая борьбу с врагом на передовой. Без поддержки местных жителей им было не обойтись, и это понимали немцы. Поэтому одной из мер предотвращения деятельности партизан в тылу была зачистка территорий до полного уничтожения всего живого.

После 42-го года немцы были особенно озлоблены на партизан. Объявления на столбах гласили, что за одного немца будут убивать десять мирных жителей. За любое пособничество партизанам и неподчинение новой власти – расстрел! А 28 февраля 1943-го года появились объявление о том, что за одного немца расстреляют 100, а то и 1000 мирных граждан.

Ближе к моменту трагедии, партизанское соединение находилось в Клетнянских лесах (Россия), затем с кровопролитными боями прорывались из немецкого кольца на Украину. 25 февраля 1943 года пришли в Елинские леса (Украина, за 10-15 км от Корюковки). Уже тогда решался вопрос о переходе соединения на Правобережную Украину.

Им было донесено, что жену Фёдора Ступака, командира партизанского взвода, расстреляли, а его детей в числе других узников посадили в тюрьму и собирались расстрелять 27 февраля.

Он обратился к командиру Николаю Никитичу Попудренко (Фёдоров был в Москве, где решался вопрос о переходе соединения) с просьбой совершить набег на Корюковку. Немцев в Корюковке было немного, в основном - мадьяры и казаки.

27-го февраля 43-го года, партизаны пятью группами по 30-50 человек вошли в Корюковку. В результате были освобождены 97 узников, подорвана железнодорожная станция, здание полиции, другие объекты. Убили около 160 мадьяр и 7 немцев. Сам Фёдор Ступак погиб прямо у дверей тюрьмы, когда выпускал узников. Своих детей уже не увидел.

После этого партизаны вернулись на место расположения. Когда уходили, предупредили местных жителей, чтоб убегали, потому что после таких набегов немцы всегда устраивали расправы.

- И кто-то тогда убежал?

- Некоторые семьи действительно уехали, некоторые ушли в партизаны. Большая же часть мирного населения осталась в поселке. К тому же, обычно немцы устраивали расстрелы тех, кто связан с партизанами. Остальные надеялись, что их минует сие горе.

28-го февраля утром приехали немцы в чёрном (по словам очевидцев - из гестапо), провели расследование, забрали своих убитых. Вот тогда-то и появились объявления о расстреле за 1-го немца 1000 русских. Всё это делалось тихо и спокойно. Но вечером 28 февраля полицаи сгрузили на подводы свой скарб и уехали.

- Расправа началась 1 марта?

- В 9 часов утра заехали 18 машин, крытых брезентом. В основном там были мадьяры и жандармы, немцы же ехали на легковых машинах. Они рассредоточились по всему городу, взяли Корюковку в живую цепь так, чтобы один видел другого. Разожгли костры, грелись. В поселок всех впускали, из - не выпускали. А в 11:00 был дан сигнал и группы, состоящие из местных полицаев и приехавших жандармов, начали движение с окраин к центру, сметая все на своем пути.

- Это и символизирует памятник?

В центре Корюковки, где сейчас стоит памятник – Мемориал в честь героического сопротивления жителей Корюковщины немецко-фашистским захватчикам, тогда был ресторан. В него со всей округи, колоннами по 50 человек, сгоняли детей, стариков, женщин под предлогом проверки документов. На столе стоял пулемёт. Люди, которые подходили и становились в очередь, уже понимали, что это очередь за смертью.

Когда человек заходил - звучала пулемётная очередь. Окна были выбиты, но просвета не было, потому что трупов было навалено под потолок. Некоторые падали от того, что были ранены, некоторые - от ударов прикладами, от запаха крови, которой было по щиколотку. Когда люди подходили, они видели розовый ручеек в талом снегу. Никто и не думал, что это кровь, смешавшаяся со снегом и потому изменившая цвет.

Из этих колонн был шанс убежать, охрана была вялая. Некоторые прятались в снегу, в камышах, заскакивали в погреба. А многие думали, что проверят документы и отпустят. По предварительным данным, в этом ресторане были расстреляны и сожжены около 500 человек.

Мальчик Миша Деревянко в числе десяти человек тогда остался жив. Когда он вечером вылез из-под трупов, то его одежда настолько была пропитана кровью, что стала жёсткой, как картон. Он тогда убежал и укрывался с другими уцелевшими корюковчанами в погребе. Есть сведения, что в ресторане погибла его маленькая сестра, которую он нес туда на руках. Знаем, что после трагедии он проживал с тетей в с. Тютюнница. После войны стал военным. Сейчас нить связи с ним потеряна, и мы пытаемся его отыскать.

- Получается, что это были небоеспособные люди, которые не пошли воевать?

- Да, старики, дети, женщины. Ведь примерно две тысячи ушли воевать на фронт и в партизаны. Около 250 человек были увезены в Германию. То есть, остались только те, кто физически не мог воевать.

На одной из центральных улиц несколько человек спрятались в погребе, дверь не закрывалась, и её подпёрли палкой. Снаружи подбежала немецкая овчарка и начала скрестись. Люди сидели тихо, собака улеглась на пороге. Но к вечеру убежала. Раненая в живот женщина очнулась под трупами от того, что те холодели, вылезла и ползком пробралась к этому погребу (там прятались её родственники) и тоже начала скрестись. Сперва сидевшие там подумали, что вернулась собака, но потом женщину узнали, впустили, перевязали. Немного отдохнув, она хотела лезть назад, за шестилетним сыном, который был еще теплым, когда она вылезала из-под трупов в ресторане - вытянуть его у нее тогда не было сил. Но из погреба её уже не выпустили, чтобы не оставила след на свежевыпавшем снегу...

- Но расправа происходила не только в центре?

- В то же время немцы и полицаи совершали обход улиц. Если видели большой жилой дом, сгоняли туда людей и поджигали. Жители думали, что если убежать из центра на околицу к родным, знакомым, близким, туда не дойдёт волна расправы. Но и там происходило то же самое, что в центре.

Через «живую цепь» не выпускали, поэтому люди забегали в дома, собираясь до 50 человек. Немцам это было «на руку». Они приказывали либо стать на колени, либо лечь, чтобы удобнее было расстреливать. Тех, кто не слушался, били прикладами. Проводя эксгумационные работы в 2012-2013 годах, мы видели, что у многих были перебиты руки, ноги и черепные коробки. Этим подтверждается, что людей перед смертью били, унижали. После общего расстрела проводились контрольные отстрелы (об этом также свидетельствуют результаты эксгумации – черепа с пулевыми отверстиями в разных местах черепной коробки). Затем другая группа, ехавшая на машинах, обстреливала дома трассирующими пулями. Всё поджигалось, и вот так от дома к дому.

Около 200 человек собрались в храме. Священник Александр Бондаревский до последней капли крови был с прихожанами. В первый день их не тронули. Под вечер некоторые разбежались по сёлам, а остальных уже 2-го марта вывели и расстреляли в доме напротив.

Под покровом дыма людям удавалось бежать, но на подходах к лесу их ждали пулемётные посты. Кроме того, летали немецкие самолёты, которые тоже стреляли по убегавшим.

Чтобы выжить, люди сидели по плечи в ледяной воде в ручьях, болотах или в озере и не заболевали - настолько было шоковое состояние. Зарывались в снег, навозные кучи, ямы. Заворачивали детей в одеяла, и 2-3 летние дети даже не пискнули. А одна женщина схоронилась с козами в болоте. И козы тоже не издавали ни звука. Некоторым спрятавшимся в погребах не повезло, потому что немцы бросали туда гранаты. Были чудом выжившие.

Расстреляли маленького ребёнка. Старший, правда, успел убежать к деду на соседнюю улицу. Зашли автоматчики. Приказали показать документы. Как только отец отвернулся, прозвучала пулемётная очередь. Отец, когда падал, накрыл свою жену, она стукнулась головой и потеряла сознание. Она, падая, рукой зацепила платок, и он съехал с головы, край оказался на кисти руки. И когда немец достреливал, целясь в голову, пуля попала в платок и в кисть. Таким образом, она осталась жива. Очнулась от едкого дыма, выдавила раму, выкатилась из окна и, тут же, возле дома, упала в растаявший от огня снег. Встать не было сил. Почувствовала, что загорелся один бок - перевернулась. Загорелся второй - опять перевернулась. А к вечеру, сама не зная как, добралась до соседнего села.

Двое пожилых людей - дедушка и бабушка, уезжали в другое село. Забыли любимый самовар. Решили возвратиться, а тут уже немцы. Убили их прямо возле подводы.

А один полицай сказал своей невестке с двумя детьми 2-х и 3-х лет: «Зачем ты бежишь? Я же полицай, я вас спасу. Возвращайтесь в дом». Они вернулись, а он их - прямо в огонь.

Как горела Корюковка, было видно за 25 километров, а смог стелился ещё дальше: в селе за 40 километров отсюда были чёрные поля. Расправа над мирными жителями местечка происходила 1 и 2 марта 1943 года. В первый день фашисты успели истребить все живое на территории половины поселка. Даже не успели поджечь ресторан, набитый трупами. Это и дало шанс выжить одним и уйти из храма, из поселка другим. Находиться в Корюковке ночью каратели боялись и потому организовано уехали под вечер в г. Щорс. 2 марта они вернулись и уничтожили вторую половину поселка.

- А сколько же человек всё-таки спаслись?

- Мы не можем точно сосчитать. Первые попытки заниматься Корюковской трагедией были в 43-44-м годах, когда составляли списки погибших и проводили судебно-экспертные работы. Но статистику живых тогда никто не вёл. Сейчас осталось около 70 живых очевидцев.

- Могли ли тогда партизаны вмешаться?

Партизаны хоть и были недалеко, но Фёдоров отбыл в Москву, а перед отлётом отдал приказ готовиться к рейду на Волынь и не вступать в открытые боевые действия с врагом. Попудренко не взял на себя ответственность нарушить приказ. Тем более, те из рядовых партизан, кто видел весь ужас происходящего, потом уже говорили, что и идти на такое количество карателей не было боевого ресурса (напомню, что соединение пришло накануне с рейда, пробиваясь из окружения, и совершило нападение на местечко), люди валились от усталости и голода. К тому же, их здесь ожидали и расстреляли бы как птенцов. И Корюковку бы не спасли, и сами бы погибли. Некоторые партизаны хватались за оружие, чтобы бежать спасать, но приказ есть приказ…

- После второго марта были ли еще убийства?

- До 9 марта сюда ещё наезжали полицаи, добивали. По близлежащим сёлам было разослано сообщение, кто примет корюковчан - будет расстрелян на месте. Кому бежать было некуда, и кого не принимали, возвращались на пепелище и делали землянки. Таких уничтожали полицаи.

- А после 9 марта что происходило? Немцы ушли?

- Немцы ушли. Не было и полицаев. До 19 сентября 1943-года на территории поселка вообще никого, кроме чудом уцелевших обездоленных корюковчан, стай волков и лисиц, черных дымарей, больше не было. Один из жителей села Жукля на четвертый день после трагедии проезжал через центр Корюковки в город Мену. Он вспоминает, что это место наводило ужас. Особенно впечатлили люди, бродившие, как тени. Но главное – это глаза, их мертво-живые глаза. Это был не поселок, а сплошная боль и кругом трупы, трупы, трупы…

- Какие работы вы сейчас здесь проводите?

- Сотрудники Корюковского исторического музея занимаются установлением доселе неизвестных фамилий жертв трагедии. Удалось за два года составить список, в котором около 1000 человек. Ищем уцелевшие дома. Их на сегодня около 50 (в основном с железными крышами и кирпичными стенами, потому и остались целы). Собираем свидетельствования о трагедии, пишем статьи, читаем лекции, проводим экскурсии, участвуем в различных связанных с трагедией мероприятиях, и вообще храним историческую память.

Тогда уцелели три микрорайона Корюковки - Чёрный хутор, Волынка (на то время село Алексеевка), Барановка (на 1943-й год – село Милейки). Получилось так потому, что немцы педантично уничтожали «Корюковку», а эти микрорайоны у них на карте отмечены не как название местечка, и они не додумались, что это тоже Корюковка. Исследуя данную территорию, мы записываем много важного о событиях марта 43-го.

Наша Корюковка - это как большое кладбище. На сегодняшний день нами установлена 71 могила на территории города. При эксгумации, которая проводилась совместно с нашим музеем ООО «Специализированной организацией «Военные мемориалы» найдены и подняты 235 останков жертв трагедии. Нам удалось выяснить около 140 фамилий, остальные - нет. Эти останки перезахоронены на месте будущего Мемориального комплекса памяти жителей населенных пунктов Украины, уничтоженных фашистскими оккупантами.

Большую работу провели историки и научные сотрудники Украинского института национальной памяти. Это подготовка и издательство книг по данной тематике, исследование неизвестных моментов происходящего в марте 43-го, публичная деятельность. Необходимо также сказать о съёмках фильмов и сюжетов телеканалами, телекомпаниями Украины, которым активно оказывали помощь органы районной власти, музей, очевидцы, все жители города.

- А когда будет завершено строительство мемориала?

- Обещают закончить в 2015 году. Это уже четвёртая попытка построить мемориал. Впервые это хотел сделать А.Ф. Федоров, но его смерть сокрушила все планы. Потом помешали распад Союза, Чернобыль. Наконец, недавно вышел Указ Президента В. Януковича «О мероприятиях в связи с 70-й годовщиной Корюковской трагедии», где одно из важнейших заданий - сооружение в городе Корюковка Мемориального комплекса. Мы верим, что память наших погибших земляков будет по-человечески, достойно увековечена. Корюковка, как и вся страна в послевоенные годы, возрождалась из пепла. Заводы и фабрики, школы и культурно-образовательные учреждения, административные и жилые дома, площади и парки – все это результат неутомимого труда, преданных своей земле людей. У города есть будущее. Рождаются дети. Пусть же новые поколения не забывают о том, что такое нацизм. И пусть никогда не столкнутся с его проявлениями. Мира им и счастья. Городу - жить!

Центр правовой и социальной защиты
ТЕМА ДНЯ
antifashisttm
Антифашист ТВ antifashisttm antifashisttm