информационное агентство

Статьи

Бумеранг Майдана

В ответ на протесты Юго-Востока Киев готовит карательные акции. Начиная с 6 апреля, южные и восточные области Украины бурлят в ходе второй серии "Русской весны". Яростные протесты в Донецке, Луганске, Харькове, Николаеве и других городах проходят по отработанной на Майдане схеме, разве что идейная направленность совершенно иная – не подписание ассоциации с ЕС и отставка президента Януковича, а пророссийские лозунги и требования референдума о самоопределении.

Из регионов поступает много крайне противоречивой информации. Остаются захваченными здания СБУ в Донецке и Луганске, областной администрации в Донецке, а вот в Харькове прикомандированные к городу отряды МВД пошли на штурм.

Как и ожидалось, «революционная» власть, не колеблясь, решилась на оперативное и максимально жесткое подавление оппозиционной активности. В Донецке и Луганске олигархи и топ-чиновники ведут переговоры с активистами, захватившими здания администраций и СБУ, играя роль «миротворческого контингента». В Харькове же СБУ и МВД сходу начали «антитеррористическую операцию», перекрыв центр города и остановив метро. Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что здание Харьковской ОГА освобождено, но сами протестующие вплоть до полудня вторника продолжали утверждать через социальные сети, что до сих пор находятся внутри и сдаваться не собираются. В Николаеве местная милиция еще ночью жестко разогнала протестующих и разгромила палаточный лагерь демонстрантов.

Мафия бессмертна

На первый взгляд, «Русская весна» на Юго-Востоке выглядит как удар по позициям олигархии. Новая администрация, пришедшая на волне антиолигархического Майдана, своими первыми решениями назначила крупнейших бизнесменов Игоря Коломойского и Сергея Таруту губернаторами Днепропетровской и Донецкой области соответственно. И объективно события на Юго-Востоке работают на усиление позиций Коломойского и группы «Приват», которые теперь подают Днепропетровск как образец стабильности и порядка на контрасте с Харьковом, Донецком, Луганском, Николаевом, Херсоном и Одессой. Казалось бы, беспорядки в Донецке, захват помещений СБУ и обладминистрации – это наглядное поражение Рината Ахметова и Сергея Таруты.

Но ситуация не настолько однозначная. Показательный момент – когда сам Ахметов и близкий к нему народный депутат Николай Левченко (фракция Партии регионов) приехали уговаривать демонстрантов освободить помещение Донецкой ОГА, один из протестующих прямым текстом заявил Левченко – «Ты же нас накачивал на протест». Поэтому есть еще одна расшифровка протестов в Донецке и Луганске – элиты Донбасса пытаются использовать беспорядки в качестве предмета торга с администраций в Киеве для получения преференций. В первую очередь, чтобы создать «горящий» аргумент в пользу расширения прав местных властей в Донецкой и Луганской областях, а в идеале – по всей Украине. Показательно, что если в Донецке и Луганске центральная власть сдала карты на руки местным элитам, позволив сыграть роль «гарантов» правопорядка и «миротворцев», то в Харьков стянули милицейские подразделения и спецотряды внутренних войск МВД «Ягуар» из других областей Украины, а затем отдали приказ о «зачистке». Что касается Николаева, то здесь протестующих было не так много, поэтому «зачистку» осилили с помощью местной милиции. По итогам силового разгона митингующих, николаевский главк МВД заявил о 23 задержанных и 15 пострадавших.

Карать и еще раз карать!

В ситуации с «юго-восточным» Майданом и.о. президента Турчинов и другие топ-чиновники ведут себя точь-в-точь как Виктор Янукович и его окружение два месяца назад. Конечно, на переговоры с протестующими в Донецке отправили «силового» вице-премьера Виталия Ярему, но позиция власти заключается в том, чтобы не идти ни на какие уступки, а просто требовать от митингующих освободить захваченные здания. А в остальном же наблюдается однозначная ставка на силовой сценарий. Как говорится, «найдите 10 отличий» от поведения Януковича и его администрации, не признававших протестующих на Майдане достойными участниками переговоров и стремившимися подавить протестное движение с помощью задержаний, уголовных дел, попыток разгона и т.д.

Со стороны центральной власти в Киеве не прозвучало ни слова о расширении прав местного самоуправления, статусе русского языка, вообще ничего, похожего на попытки нащупать компромиссе с жителями Юго-Востока. Напротив, спикер Верховной Рады (и одновременно и.о. президента) Александр Турчинов начал понедельник с того, что пообещал подавить митинги силовыми методами, а также усилить наказание за сепаратизм. Поэтому во вторник Верховная Рада открыла свое заседание с обсуждения законопроектов, нацеленных на то, как жестче карать за призывы и действия, направленные на нарушение территориальной целостности Украины. А после 11.00 по Киеву парламент проголосовал за закон, усиливший ответственность за преступления против основ национальной безопасности, за посягательство на территориальную целостность, за диверсию и шпионаж (автор – глава фракции «Батькивщина Юлии Тимошенко» в Верховной Раде Сергей Соболев). Показательно, что статья 114-1 вводит термин «особый период» - это «велосипед» для украинского законодательства, где доселе существовали такие понятия как «чрезвычайное положение» и «военное положение».

Крапленая карта

Свежие «цветочки» русской весны стоит расшифровать и в плоскости международной политики. В последние недели четко проявились намерения американской стороны «заболтать» проблему за чередой ни к чему не обязывающих и ничего не решающих встреч на уровне госсекретаря Джона Керри и главы МИД России Сергея Лаврова. Джон Керри по итогам событий 6-7 апреля оперативно предложил сделать upgrade переговоров до формата США – Россия – Украина – ЕС. На самом же деле, предложения о том, что такой круг участников – единственно приемлемый для выхода из политического кризиса на Украине, звучали еще в январе, но тогда США категорически не пошли на такой вариант. Казалось бы, лучше поздно, чем никогда. Но стоит обратить внимание, что теперь в колоде появилась «крапленая карта» - если Россия согласится на участие представителей Украины в переговорах, Запад обязательно подаст это в том ключе, что Кремль признаёт нынешние власти легитимными. А вот если оценивать вспышку русской весны с точки зрения расстановки сил, то Россия накануне нового раунда получает на руки козырные карты, позволяющие начать переговоры с сильной позиции.

И все же не стоит надеяться на прямой повтор «крымского сценария» на Юго-Востоке. Против такого развития событий работают несколько факторов. Если в Крыму большинство жителей давно и прочно симпатизировали России, а потому поддержали референдум 16 марта, то на Юго-Востоке пророссийски настроенных граждан не такое подавляющее количество. Здесь правильнее было бы говорить о существовании нескольких неравновеликих групп с разным видением судьбы своего региона. Снова-таки, протесты на Юго-Востоке проходят в условиях жесткого дефицита лидеров, а местные элиты не являются союзниками России, в отличие от Владимира Константинова и Сергея Аксенова в Крыму. И, наконец, механизм проведения референдума и провозглашения независимости от Украины для регионов Востока и Юга выглядит крайне туманным.

По материалам http://svpressa.ru

Центр правовой и социальной защиты
ТЕМА ДНЯ
antifashisttm
Антифашист ТВ antifashisttm antifashisttm