информационное агентство

Статьи

«Жидів і москалів» надо уничтожать, а Израиль мы любим – Александр Фельдман

Программа «Контакт». «9 канал», 29 мая 2013 года. Ведущий: Сегодня в Иерусалиме открылся Глобальный форум по борьбе с антисемитизмом. Из отчетов, которые будут представлены на этом форуме, следует, что Украина вместе с Венгрией занимает печальное первое место в Европе по уровню антисемитизма. Один из гостей Форума, депутат Верховной Рады Александр Фельдман сегодня гость нашей программы.

- Александр, как депутат Верховной Рады расскажите, как случилось, что Украина занимает такое печальное первое место вместе с Венгрией по уровню антисемитизма?

Фельдман: Вы понимаете, за все 22 года независимости Украины слово антисемитизм стало уходить в прошлое, становилось такой стыдной страничкой, которую все интеллигентные, образованные люди старались избегать. Появилась такая региональная маленькая группировка, партия, которая неожиданно для всех на протестном, может быть, электорате, сегодня попала в парламент, и допускает определенные высказывания, которые были подхвачены, как и в любой стране, маргинальным обществом.

- Вы говорите о партии «Свобода»?

Фельдман: Я говорю о партии «Свобода» и ее лидере Олеге Тягнибоке. И то, что сегодня они пытаются говорить, что они уже передумали, и они уже не антисемиты – они уже выпустили джина из бутылки. Они обратились к самым низменным чувствам, они затронули те вещи, которые люди уже, слава Богу, стали забывать или вообще забыли. Украина – страна, где расцветает культура, расцветает еврейская культура, открываются садики, школы, работают синагоги, проводятся международные различные конференции, межнациональные, межконфессиональные и т.д. Это был определенный шок для всего общества. И сегодня эта партия пытается создать себе имидж европейской партии, начала уходить от этой риторики.

- Она не только пытается, если судить по ее успеху на выборах, которые прошли в Раду в ноябре, народ поддерживает эти лозунги?

Фельдман: Я еще раз повторяю. Это как бы более протестное настроение, может быть, против партии, которая сегодня находиться у власти, или попытка завоевать себе такую дешевую, как у всех антисемитов, как у любых националистических партий, популярность. И сегодня уже разобравшись, что это не совсем может быть прилично, неуклюже пытается сдавать назад. Вот они обратились к послу Израиля, они пытаются говорить о том, что они любят Израиль. Они как бы разделяют Израиль-государство, и евреев, которые проживают на Украине. Понимают как два разных народа.

- То есть к евреям Украины негативно, а к Израилю пытаются быть позитивно?

Фельдман: Да. «Жидів і москалів» надо уничтожать, а Израиль мы любим. Он же националистический? И мы националистические. То есть подмениваются понятия, меняют целые исторические пласты, и никто на это не обращает внимания внизу. Нету такого государственного антисемитизма, как его и не было. Есть общество, которое его резко отрицает, но есть выпущенный джин из бутылки, когда стало не стыдно это говорить.

- Один из лидеров партии «Свобода» Игорь Мирошниченко отреагировал на Форум, который открылся сегодня в Иерусалиме, в частности, на Ваше участие в Форуме, он говорит, что Александр Фельдман является «маргинальным евреем» и он не может представлять всю Украину. Как вы реагируете на реакцию партии «Свобода»?

Фельдман: Я никак не реагирую. Ну как можно реагировать на людей с отклонением психики? Или людей, которые еще в жизни ничего не сделали, не создали? Еще когда Мирошниченко ходил в детский садик, мы уже работали над созданием еврейской общины в Украине, мы уже привлекали детей к общественной деятельности, мы уже пытались восстанавливать здания, культовые сооружения забирали у государства, мы уже работали. И тратить время на эти высказывания просто, как мне кажется, глупо. Сегодня у меня есть сопредседатель группы «Украина – Израиль» Сергей Файермарк. Он находиться в оппозиционных силах, он находиться в другой партии и когда мы создали эту группу «Украина – Израиль», у нас сегодня небывалое количество – 80 человек, такого не было никогда, более 15 человек никогда не было, там 18 максимум. Это очень большое количество. И мы на деле будем доказывать, насколько важны контакты Украины и Израиля, насколько важна диаспора, проживающая в Израиле, выходцев из Украины. Мы сегодня делами доказываем, что мы работаем с Израилем: это отмена визы, это возврат пенсий и так далее. Это приезд паломников из Израиля в Украину, и с Украины в Израиль. Но всегда будут находиться люди, которые будут завидовать.

- То есть это зависть или это желание… Они смотрят на Ваш успех, на детские садики еврейские, на школы еврейские, и что, говорят, что есть же другие люди, которые не имеют такой возможности?

Фельдман: Вот они не могут и начинают завидовать. Хорошо сказал Черчилль: «У нас нет антисемитизма, мы не глупее евреев». Так вот они почему-то, наверное, считают иначе. Да, мне кажется, что в Украине все же больше здоровых сил, чище и красивее наша страна, чем многие страны постсоветского пространства, но такого удара, как получила Украина сегодня, и не было до этого. То есть, все эти годы, когда был Леонид Данилович Кучма, Ющенко и сегодня Виктор Федорович Янукович, не было до этих выборов такого всплеска. А теперь этот всплеск, даже если пристыдить, даже если Мирошниченко сам перейдет и иудаизм, примет нашу веру и станет евреем, остановить этот антисемитизм будет очень и очень непросто. Поэтому опять надо проделывать огромную работу.

- 30% - это такой рост антисемитизма за последние годы на Украине. О чем конкретно идет речь?

Фельдман: Речь идет о свободных высказываниях, которых раньше не было, речь идет о том, что эти высказывания происходят на базарах, они выходят по телевидению, они выходят в печати, идет осквернение еврейских кладбищ, идет осквернение культовых зданий, идут оскорбления людей на улице. То есть, выпущена эмоция, которую будет очень сложно вернуть опять в цивилизованное русло. Никто не говорит, что все 20 лет была большая любовь к евреям, или она сегодня стала меньше, но эти вещи были ограничены законом, эти вещи контролировались государством, эти вещи были в рамках политкорректности.

- А сегодня?

Фельдман: Сегодня государство с ними борется. Сегодня президент страны Виктор Федорович Янукович категорически осуждает и проявление неофашизма, и фашистские заявления и так далее, и так далее. Вся провластная часть говорит об этом с осуждением. Ну, вы ж понимаете, это направлено не к элите страны, не к интеллигенции, это направлено к самой нижней прослойке.

- А есть аресты, например, человека, который нарисовал свастику? У нас в Израиле, например, есть такие случаи, что рисуют свастику на домах политических активистов. На следующий день мы видим, как арестовали ту или иную группу и предают суду и показывают, что борются с ксенофобией.

Фельдман: Вот у нас суду не предают. У нас арестовывают.

- Почему?

Фельдман: Я думаю, что недостаточная политическая воля. Может быть, думают, что не будем злить партию «Свобода» и она сама успокоиться или сама поменяет ориентацию. Она не поменяет и не успокоиться.

- Сколько есть мест у партии «Свобода»?

Фельдман: 32

- Простая арифметика, это меньше 10%, но внимания к ней как будто это главная правящая партия на Украине.

Фельдман: Вы понимаете, если есть аудитория, где сидят цивилизованные студенты, их тысячи человек, и находиться один хулиган, который бегает по партам, кричит, матерится или там разбивает бутылку об голову. Все внимание на него.

- Ну, взяли скрутили, вывели из зала…

Фельдман: Так и происходит, потихонечку так и происходит. Общество выздоровеет. Я уверен, что люди во всем разберутся и поймут цену этим популистским пустым высказываниям, за которыми ничего не стоит. Ведь это партия, которая ничего не созидает, она ничего не смогла родить, кроме оскорблений других людей и призывов к пустоте. Но для этого нужно время. А это время, потраченное на искоренение, - потерянное для страны.

- Вы сказали, по телевидению появляются? Неужели, руководство каналов, газет, СМИ, которыми кстати многими как раз владеют евреи…

Фельдман: Украина говорит о том, что она демократическая страна, она дает возможность этим людям это говорить. Они собираются на какие то митинги, где это говорят громко в микрофоны, когда это слушают другие люди, в том числе и дети.

- Это не часть демократии, это часть игры такой демократической…

Фельдман: Ну, как называют ее демократией… Я не думаю, что демократия, это вседозволенность. Но мы молодая страна, и молодая у нас демократия. Я думаю, что все придет в свое время. Я думаю, что единственный способ борьбы с этим явлением - это образование, начиная с детского сада, со школьной скамьи и это, как минимум, не пересматривание по нескольку раз одной и той же истории. Это честно смотреть в глаза проблемам.

- Что вы имеете в виду под пересматриванием истории?

Фельдман: Пересматривание истории – это то, что пытаются сделать сегодня. О том, как говорят как Красная армия воевала, кто сопротивлялся фашизму.

- Это в западной части?

Фельдман: Да, на западной части. Была у нас Оранжевая революция, были у нас «оранжевые» учебники и пытались переписывать, что весь белый свет родился у нас от трипольской культуры. То есть украинцам там 4 тысячи лет. То есть каждый делал что то, не понимая, что он наносит страшный вред стране.

- Вопрос пенсий, который в Израиле очень ждут решения этого вопроса 400 тысяч выходцев из Украины и хотят понять, когда начнут получать законную пенсию.

Фельдман: Пенсия – вопрос решенный и у президента, и у премьер-министра. И огромную работу провели министерства Украины и Израиля. Остался только вопрос вынесения в Верховную Раду и голосование. Но так как мы сегодня занимаемся перепалками, у нас не доходят до этого руки. Я уверен, что если в этот раз в течении месяца в этой сессии мы не успеем сделать, то мы сделаем все возможное… Это наше с Сергеем Файермарком задание…

- Как «Свобода», кстати, будет голосовать по вопросу пенсий?

Фельдман: Я не знаю, меня этот вопрос совершенно не интересует.

- Это интересно. Может быть, они захотят получить любовь израильских граждан?

Фельдман: «Свободовцы» приходили в израильское посольство и говорили о том, что они любят Израиль. Несмотря на «Свободу», мы, наверное, в следующей сессии обязательно проголосуем. Это вопрос для меня и для моего сопредседателя очень важен.

- Какие временные рамки, чтобы зрители понимали, чего ждать?

Фельдман: До Нового года, я думаю, вопрос решится.

- Сколько стоит этот вопрос для Украины? Это речь идет о десятках, сотнях миллионов долларов?

Фельдман: Я не могу назвать Вам цифру. Я знаю, что вопрос не в цифре, а уже политический вопрос решен, он должен только ратифицироваться в Раде.

Источник

Центр правовой и социальной защиты
ТЕМА ДНЯ
antifashisttm
Антифашист ТВ antifashisttm antifashisttm