информационное агентство

Статьи

Жертва нацистского избиения в Донецке: «Скоро они придут за вами»

16 ноября стало известно об очередной выходке украинских неонацистов – срыве ими премьерного показа в Донецке документального фильма «Иван. В память о нашем друге». На сей раз, в отличие от киевских инцидентов на презентации книги «Украинский Троцкий» и во время научной конференции «Марксизм и современность» на кафедре философии КПИ не обошлось без жертв.

По горячим следам узнать подробности у устроителя показа – председателя Рабочего клуба «Герника» Всеволода ПЕТРОВСКОГО - не удалось. Он, собственно, как главная жертва нападения был занят заботами, связанными с оформлением заявления в милицию, снятием побоев, дачей показаний, продолжал заниматься работой, связанной с всё же подготовкой премьеры. Лишь на выходных Дмитрий СКВОРЦОВ смог обстоятельно побеседовать с Петровским.

– Всеволод, ждем от вас информации из первых рук. Но сначала расскажите, что же это за фильм, вызвавший столь неадекватную (впрочем, вполне адекватную для нацистов) реакцию.

– Лента рассказывает об Иване Хуторском – москвиче, убитом 16 ноября 2009 года, ровно за 4 года до того дня, когда должен был состояться сеанс.

– Тот самый Иван Хуторской по прозвищу «Костолом», который был известен как один из лидеров левых скинхедов, воевавших со скинхедами ультраправыми, т.е. нацистами?

– Герой фильма, конечно, личность, мягко говоря, неоднозначная. Лидер скинхедов-антифашистов, участвовавших в жестких драках на улицах Москвы… Да, его способы противодействия «коричневым» не все считают правильными. Но данный фильм - не пропаганда методов борьбы «Костолома». Мы выносили деятельность Ивана на суд зрителей. И на показ пришли, а затем пострадали от кулаков, ботинок и газовых баллончиков, люди различных взглядов. По мнению тех, кто решил сорвать мероприятие, желание посмотреть «неправильное» кино — уже преступление.

– Как, собственно, это было?

– Мы с товарищем пришли к областной библиотеки для юношества, в здании которой и должна была состояться премьера, за час до показа. У входа нас уже ждали полтора десятка парней лет 17-20 спортивных костюмах. После короткого выяснения отношений один из них, судя по поведению, вожак, с криком «Антифашисты, готовьтесь умирать!» направил на нас струю из газового баллончика. После этого со всех сторон посыпались удары. Меня сбили с ног и лежачего добивали ногами. К счастью, я смог закрыть голову руками. Решив, что дело сделано, отморозки скрылись во дворах. Пока нам в здании оказывали первую медицинскую помощь, кто-то из сотрудников библиотеки вызвал милицию. Наряд приехал только через 40 минут, а за это время нацисты успели напасть уже на первых посетителей кинопоказа и вторично скрыться.

– Откуда уверенность, что это нацисты?

– Поскольку нас стало уже больше, молодчики достали ножи. Но, оценив ситуацию, решили ретироваться, скандируя при этом «Зиг хайль! Рудольф Гесс! Гитлерюгенд. СС!».

– Почему же премьера не состоялась?

– Администрация библиотеки решила отменить его в связи с угрозой новых нападений. Ведь милиция к тому времени еще не приехала. Опасения оказались небезосновательны. Наци снова выскочили уже на расходившихся зрителей из дворов с криками «Донецкие шавки, будем резать» («шавками» неонацисты называют оппонентов из «Антифа»). Но ребятам и девушкам (это были студенты) удалось добежать до многолюдного места. У входа в библиотеку был избит ещё один молодой человек. Я до сих пор не знаю, шел ли он вообще на кинопоказ.

– Как вы думаете, это были нацисты «прорусского» или украинского толка?

– Точный ответ я дать не могу, пока не установлены личности нападавших. Но, к сожалению, можно с уверенностью говорить, что в регионе есть и «русские», и «украинские» ультраправые. 4 ноября люди с «кельтскими крестами» (символ современных белых расистов) на одежде и на знамёнах шли во главе колонны донецкого «Русского марша». Крайний украинский национализм у нас тоже присутствует, распространяясь, в основном, в среде футбольных фанатов (насколько мне известно, отдельные фанатские «фирмы» Донбасса связаны с организацией «Патриот Украины»). Конечно, для нашего интернационального региона такие идеи были и остаются маргинальными. Тем не менее, часть неприкаянной молодежи легко ими «заразить».

А еще важно заметить, что ультраправые «русского» и «украинского» толка, несмотря на взаимную ненависть, которую декларируют националистические вожаки, могут запросто находить общий язык — и даже проводить совместные акции. Например, украинские националисты, фанаты харьковского «Металлиста» устраивают совместные выезды с фанатами московского «Спартака» (один из таких недавних выездов, в Полтаву, закончился скандалом — когда на трибунах появились флаги со свастикой). Вот такой нацистский интернационал...

– Скажите, если герой фильма Иван Хуторской, мягко говоря, не гнушался силовых методов, возможно, и нападавшие на вас имеют для себя оправдания?

– Но мы-то подобные методы общественной полемики не культивируем. Мы против срыва культурных и идеологических мероприятий. Например, когда к нам в Донецк приезжала Ирина Фарион с презентацией своей книги, мы не согласились поддержать членов КПУ, не пускавших ее в зал. После показа фильма о Хуторском у нас было намечено его публичное обсуждение. И мы готовы были выслушать мнение ультраправых.

– Видите ли вы в череде срывов подобного рода мероприятий общественную тенденцию?

– Да, естественно. И, к сожалению, эта тенденция усиливается. В Донецке это первое нападение такого рода. Но для ряда других городов Украины регулярные столкновения с ультраправыми, к сожалению, уже стали, практически, нормой. Несколько дней назад киевскими «свободовцами» была предпринята попытка срыва научной конференции в КПИ. До этого пытались сорвать презентацию книги “Украинский Троцкий”. Несколько месяцев назад напали на моего друга Георгия Эрмана, руководителя клуба социального кино «Альтерра». А в конце прошлого года члены организации «Трызуб» жестоко избили организаторов презентации журнала «Спільне».

Я специально перечислил только те случаи, которые не связаны с какими-то субкультурными противостояниями между «наци» и «антифа» (к чему СМИ, зачастую, пытаются всё свести). В этих случаях люди пострадали только за то, что хотели высказать собственное мнение по вопросам, которые ультраправые воспринимают болезненно. Правые радикалы пытаются физической агрессией уничтожить любые ростки альтернативных мнений. Что же это, если не фашизм?

Печально, что после прихода в парламент партии «Свобода» уличные неонацистские группировки почувствовали, простите за каламбур, еще большую свободу. Например, группировка фанатов киевского «Динамо» С-14 (стоящая за многими нападениями) практически в открытую курируется «свободовцем» Ильенко. Лидер группировки, Евгений Карась, — помощник нардепа.

По крайней мере, желание посмотреть кино или ознакомиться с новой книгой в нашей стране уже представляет угрозу здоровью. А то и жизни.

– Но вот городская власть в лице мэра Лукьянченко предлагает провести показ «Ивана» на большом экране – в одном из донецких кинотеатров. И даже обеспечить безопасность зрителей силами милиции (хотя, по-моему, гораздо меньшими силами и средствами активность этой нечисти можно было упредить).

– Рабочий клуб «Герника» уже получил предложение от городских властей о времени и месте показа. Однако мы все же хотим устроить после киносеанса обсуждение фильма, а также дискуссию о проблеме неонацизма в Украине. А это предложение представителями мэрии поддержано не было.

– Чем они объяснили отказ?

– Представитель Управления по связям с общественностью Донецкого горсовета пояснил, что в таком случае мероприятие станет уже политическим, а не культурным. Но, на наш взгляд, только в таком формате и стоит проводить показ. Дело ведь не в том, чтобы просто показать фильм. Дело в том, что проблемы, которые в нем затрагиваются, напрямую касаются украинского общества. И об этих проблемах нужно говорить открыто; не пытаться их замолчать, сгладить острые углы. Нужно понять, что усиление крайне правого радикализма — это не головная боль какой-то небольшой группки «антифа». Это угроза для всего социума. И на нее нельзя закрывать глаза. Иначе, все может получиться как в знаменитом высказывании Мартина Нимёллера:

«Когда они пришли за коммунистами, я молчал — я не был коммунистом.

Когда они пришли за социал-демократами, я молчал — я не был социал-демократом.

Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал — я не был членом профсоюза.

Когда они пришли за мной— уже некому было заступиться за меня.

P.S. Донецкая милиция имеет в наличии видео с камер наблюдения библиотеки, по которому можно идентифицировать неонацистов, избивавших посетителей и устроителей кинопоказа 16 ноября. Всем, кто что-либо знает о подозреваемых, запечатленных на фотографиях, просьба звонить по тел.: 102 или (095) 405 22 77.

По материалам http://ukrpravda.ua

Центр правовой и социальной защиты
ТЕМА ДНЯ
antifashisttm
Антифашист ТВ antifashisttm antifashisttm