информационное агентство

Статьи

Герой невидимого фронта

Основные события Второй мировой войны разворачивались на полях сражений. Но существовал еще и второй фронт, действительно невидимый, на котором действовали не армия, а разведка и контрразведка. «Главнокомандующим» же этих войск был уроженец Мелитополя Павел Анатольевич Судоплатов.

Заявил о себе, впрочем, он еще до войны, в 1938 году, когда ликвидировал в Роттердаме лидера украинских националистов Евгена Коновальца. С его соратниками Судоплатов боролся несколько десятилетий и считал, что противостояние завершилось в в январе 1992 года, когда мир, в том числе и «украинское правительство в изгнании», признал независимое государство Украина и его президента Леонида Кравчука. Но на самом деле националистическая отрава и по сей день остается проблемой, разделившей страну и не дающей ей стабильно развиваться.

В жизнь Судоплатова свои коррективы внесла Первая мировая война. Он родился в 1907 году в семье мельника, в 1914-м пошел в школу, но через 3 года умер отец, в следующем году в Красную Армию ушел старший брат, а в 1919-м и сам Павел сбежал из дому. Полк красноармейцев, в который он попал, вскоре разбили белые, подросток попал в другую часть, а поскольку он знал грамоту, его зачислили в роту связи. Служить же в органах ВЧК-КГБ он, по его собственным воспоминаниям, начал 1921 году, когда несколько человек из Особого отдела дивизии погибли в результате засады, устроенной украинскими националистами. Именно тогда 14-летнего Павла взяли в Особый отдел шифровальщиком и телефонистом. Тогда же он выступил в качестве помощника на переговорах между командованием переведенной в Житомир 44-й стрелковой дивизии Красной Армии и руководством националистов. А затем по личной просьбе, после гибели старшего брата, был переведен в родной Мелитополь, где осталась семья, и устроился младшим оперативником окружного ГПУ — курировал осведомителей в греческом, болгарском и немецком поселениях.

Повышения ему пришлось ждать недолго: в 1927-м его отправили в столицу, которой тогда был Харьков. А в 1933 году вместе с руководителем Главного политического управления УССР Балицким, которого назначили зампредом общесоюзного ОГПУ, Судоплатов отправился в Москву, заняв должность старшего инспектора-кадровика в Иностранном отделе (заграничной разведке). Глава отдела Артур Христианович Артузов и рассмотрел в Павле задатки будущего «Штирлица».

Первое задание Судоплатов получил после 8 месяцев подготовки. После убийства во Львове Миколой Лемиком сотрудника советского консульства Майлова ГПУ всерьез взялось за нейтрализацию украинских националистов и стало активно внедрять своих агентов в заграничные организации. Один из них, которого Судоплатов называет Лебедем, в июле 1935 года взял с собой в поездку в Финляндию «племянника» — молодого человека, разочаровавшегося в коммунистах. Именно оттуда через 2 месяца Судоплатов, получивший кличку «Павлусь», отправился в Берлин, где летом 1936 года состоялась его первая встреча с Коновальцем. Впоследствии молодого «националиста» отправили на учебу в нацистскую партийную школу, где он познакомился со многими активистами ОУН. Да и Коновалец стал испытывать к нему все большее доверие, взяв, к примеру, в инспекционную поездку в Париж и Вену.

Сталин решительно потребовал ликвидировать националистическое подполье на Западе Украины, и за полгода, проведенные во Львове, Павел Анатольевич добился главного — нашел выходы на главнокомандующего УПА Романа Шухевича. Было установлено место его убежища — село Билогорща под Львовом, где 5 марта 1950 года во время операции по захвату Шухевича он был убит в перестрелке. После этого бандеровское движение было обезглавлено и быстро пошло на убыль

В 1937 году Судоплатов вернулся в СССР в качестве агента Евгена Коновальца. На родине его наградили орденом Красного знамени, а при личной встрече Сталин спросил, что еще можно предпринять для нейтрализации украинских националистов. Ведь уже тогда их «прикармливали» не только нацисты, но и представители других западных держав, из них формировались отряды диверсантов...

Именно Сталин обратил внимание на информацию о том, что Коновалец очень любит шоколадные конфеты. Взрывное устройство, подложенное в коробку из под сладостей, и оборвало жизнь главы националистического движения, а Судоплатов через Париж благополучно вернулся в Москву, одним ударом разрушив годами создававшуюся систему подполья на Советской Украине, которую координировал — в целях конспирации — лично Коновалец, не доверявший эту работу никому другому.

После такого успеха неудивительно, что именно Судоплатову поручили новое, не менее важное задание — ликвидацию Льва Троцкого, обосновавшегося в Мексике. Первую группу агентов-»нелегалов» возглавлял знаменитый мексиканский художник Давид Сикейрос. Но он и его люди, ворвавшись в дом Троцкого, изрешетили его кабинет через закрытую дверь из автоматов, не удосужившись проверить результат. Троцкий остался жив. Пришлось внедрить в его окружение Рамона Меркадера, который под псевдонимом Фрэнк Джексон уже успел стать женихом близкой сотрудницы Троцкого Сильвии Агелоф. Судоплатов был лично знаком с Меркадером, и организованное им покушение оказалось удачным: 20 августа 1940 года Рамон пронес под одеждой ледоруб, которым и поставил точку в бурной жизни Льва Давидовича.

Но самый важный этап в работе Судоплатова начался уже в 1941-м, когда его назначили руководителем особой группы при наркоме внутренних дел, которая руководила всей разведывательно-диверсионной деятельностью в тылу германской армии. В частности, под его началом действовали партизанское соединение под командованием полковника Медведева (знаменитый отряд «Победители») и Герой Советского Союза Николай Иванович Кузнецов. Последний, оказавшись в тылу под именем Пауля Зиберта, вывел советскую разведку на Отто Скорцени, готовившего покушение во время встречи лидеров «Большой тройки» в Тегеране в 1943 году, совершил несколько дерзких терактов в Ровно и Львове, ликвидировал главного судью Украины Функа, имперского советника рейхскомиссариата Гелля и его секретаря Винтера, вице-губернатора Галиции Бауэра, похитил командующего карательными войсками генерала фон Ильгена. Судоплатов координировал деятельность разведгруппы Рихарда Зорге, немецких антифашистов из подпольной сети «Красная капелла», советских разведчиков в нейтральных странах...

Непосредственно к борьбе с бандеровщиной Судоплатову пришлось вернуться в 1949 году, когда в ноябре был зверски убит писатель Ярослав Галан, разоблачавший связи греко-католической церкви с гитлеровцами. Сталин решительно потребовал ликвидировать националистическое подполье на Западе Украины, и за полгода, проведенные во Львове, Павел Анатольевич добился главного — нашел выходы на главнокомандующего УПА Романа Шухевича. Было установлено место его убежища — село Билогорща под Львовом, где 5 марта 1950 года во время операции по захвату Шухевича он был убит в перестрелке. После этого бандеровское движение было обезглавлено и быстро пошло на убыль.

С 1950 года Судоплатов возглавил бюро № 1 МГБ СССР по диверсионной работе за границей, после смерти Сталина был назначен замначальника ПГУ (разведка за границей) МВД, с мая 1953 года — нового, 9-го (разведывательно-диверсионного) отдела МВД СССР. Но затем его ждала опала, связанная с тем, что он слишком много знал о Хрущёве. Судоплатова арестовали 21 августа 1953 года, приговорили по ложному обвинению к 15 годам заключения за участие в заговоре, который якобы готовил Берия. В тюрьме он перенес инфаркт, ослеп на один глаз, но продолжал бороться за свое доброе имя. Вышел на свободу 21 августа 1968 года и был окончательно реабилитирован в 1991 году. И только впоследствии, уже после распада Советского Союза, он получил возможность рассказать о себе, написав за оставшиеся ему годы 4 книги. Умер Павел Анатольевич 26 сентября 1996, похоронен в Москве.

«ВРЕМЯ.UA»

Центр правовой и социальной защиты
ТЕМА ДНЯ
antifashisttm
Антифашист ТВ antifashisttm antifashisttm