Но так ли незыблемо это политическое господство правых, которые небезосновательно считают Западную Украину своей электоральной базой – и, похоже, убеждены в том, что она пребудет таковой во веки веков?

Этот памятник стоит в одном из районов Львова, на опушке парка. Юноша в необычной для наших мест форме испанского республиканца тридцатых годов смотрит на город с большой каменной глыбы, прижимая к груди записную книжку. Автор монумента – известный львовский скульптор, «шестидесятница» Теодозия Бриж – выполнила его в свойственной себе манере, сделав скульптуру изящной и легкой. Это красивый, необычный памятник, – но информация о нем отсутствует в путеводителях для туристов, и о нем ничего не говорят в львовских школах. Напротив, – об этом монументе постарались забыть – точно так же, как и о судьбе увековеченного в нем человека.

Юрий Великанович, сын учителей из карпатского местечка Турка, был студентом филологического факультета университета Яна-Казимежа – как назывался тогда нынешний львовский университет имени Ивана Франко. Вступив в Коммунистическую партию Западной Украины, Великанович стал одним из украинских волонтеров, которые нелегально, с большими трудностями пробирались на Пиренейский полуостров, чтобы присоединиться к борьбе против испанских, германских и итальянских фашистов. Большинство из них воевали в составе «компании» (роты) имени Тараса Шевченко – подразделения 13-й интернациональной бригады, названной в честь Ярослава Домбровского, уроженца Житомира и одного из героев Парижской Коммуны.

Львовский студент редактировал ротную газету «Боротьба», которая выходила на украинском, публикуя в ней стихи Шевченко, а также собственные статьи о боевом опыте добровольцев из Галичины и Волыни – «Украинцы в интернациональных бригадах», «Тарас Шевченко на Арагонском фронте». «Украинцы, связывая современность с героической борьбой прошлой эпохи, создали роту имени Шевченко. Узник царских казематов, ссыльный в диких степях, преследуемый ненавистью властей поэт поднимается на широких полях Испании», – писал юноша, который и сам был поэтом, записывая в блокнот стихи на украинском и испанском языках.
Знай наших, Евросоюз! Украинцы идут

Великанович погиб в 1938 году, во время битвы на реке Эбро, разделив судьбу большинства командиров и комиссаров украинской роты. Ее уцелевшие бойцы, которым удалось вернуться на родину, попали в польские тюрьмы или были арестованы советскими властями, ликвидировавшими КПЗУ в том же тридцать восьмом году. В начале восьмидесятых в честь студента из Интербригад назвали львовскую улицу, на которой находится школа с углубленным изучением испанского языка, установив рядом с ней этот памятник. А в 1986 году на экраны вышел телефильм «Рота имени Шевченко», снятый по сценарию Юрка Покальчука, посвятившего этой теме свой единственный роман «І зараз, і завжди» – хорошо забытую сейчас книжку о том, как украинцы боролись против фашизма: в Испании, во французском Сопротивлении, и у себя дома.

Но улицу переименовали еще в девяносто первом году, а памятник Великановичу то и дело вандализируют львовские нацисты. Несколько лет назад монументу пытались отрезать голову, ему раскрашивали губы, глаза и ногти, на нем рисовали свастику и заливали краской высеченное на камне имя.

Причины этой ненависти понятны – ведь биография Юрия Великановича и множества других выходцев из Западной Украины, сражавшихся против фашизма в Испании (в то время как Богдан-Игорь Антонич воспевал франкистских путчистов из крепости Алькасар), не вписывается в современную версию «исторической правды», которая представляет Западную Украину извечным и незыблемым бастионом украинского национализма. Тот факт, что в середине тридцатых годов во Львове прошла массовая антифашистская демонстрация, расстрелянная пулями военной полиции, до сих пор зафиксирован в уцелевшей мемориальной табличке на месте столкновений в апреле 1936 года. Однако, нам не рассказывают об этом, сводя всю межвоенную историю Западной Украины к идеализированной истории ультраправой ОУН, чьи идейные наследники контролируют сейчас этот регион.

Но так ли незыблемо это политическое господство правых, которые небезосновательно считают Западную Украину своей электоральной базой – и, похоже, убеждены в том, что она пребудет таковой во веки веков? Действительно, националистические партии, во главе со «Свободой», монопольно доминируют в областном и муниципальном советах, – что, в целом, отображает срез сформировавшихся здесь общественных настроений. Хотя, как показывает история, срок жизни «тысячелетних рейхов» часто оказывается куда более коротким, чем рассчитывают на пике своего могущества их творц ы. И вполне возможно, что в «глубоком тылу» у партии Тягнибока уже зарождаются силы, которые в свое время разрушат стереотипный образ «бандеровской Галичины».

Мы пришли к памятнику Юрию Великановичу вместе с представителями нового поколения львовских антифашистов. За несколько дней до этого здешние правые напали на девушек, которые расклеивали в трамваях «антисвободовские» наклейки Объединения «Боротьба». Нацисты угрожали им ножом, таскали их за волосы, били – и даже ударили случайного пассажира, который попытался за них вступиться. Антифашистские наклейки вызвали крайнее раздражение местных правых групп – об этом с негодованием и угрозами писали в своих сообществах местные нацистские хулиганы футбольного клуба «Карпаты», а местные «свободовцы» многозначительно намекали на то, что стикеры якобы клеили специально приехавшие в «бандеровский» Львов «чужаки».

Увы, но, к сожалению для нацистов, за этой акцией стояли их земляки – молодые люди, которые выросли в «патриотическом» Львове, но сформировали свои взгляды вопреки господствующей здесь пропаганде. Новое поколение западноукраинских антифашистов никак не связано с Компартией Симоненко или какими-либо «пророссийскими» организациями, которые ранее подменяли собой левое движение Западной Украины – так что его невозможно представить в качестве пресловутой «пятой колонны Москвы». Основу этого движения, составляют львовские старшеклассники или учащиеся профтехучилищ. По их словам, большинство львовских антифашистов пришли в него либо субкультурной околомузыкальной среды, а некоторые перешли из правых групп, изменив свои политические убеждения.

– Я раньше слушал рэп, а вот он, например, был правым, – рассказывал нам один из самых активных львовских антифашистов, показывая на своего друга. – Многим из тех, кто слушал панк, и другую музыку приходилось отбиваться от нападений нацистов. А потом мы стали прислушиваться к словам этой музыки, стали что-то читать, и серьезно этим интересоваться. Поняли, что нужно бороться против расовых предрассудков, участвовать в борьбе за права рабочих.

– Открыто провести антифашистскую акцию нельзя – ее сразу разгонят. Можно сказать, что мы в подполье. Милиция обычно не трогает нацистов, ведь их все равно придется отпустить по звонку какого-то депутата – а вот на антифа они «отрываются». Но все равно, за последний год нас стало больше, – говорил другой местный активист.

ТЕМА ДНЯ
АНТИФАШИСТ ТВ
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Антифашист ТВ